Корзина
14 отзывов
Выбрать любой удобный способ получения и оплаты заказа!Доставка и оплата
Подшипники качения от производителя в Ижевске
+7 (341) 264-46-24
+7
912
456-25-55
+7
912
456-25-55
WhatsApp

Краткий курс про подшипники

Краткий курс про подшипники

22.09.16

УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ,
РЕГЛАМЕНТИРОВАННОЕ ГОСТ 3189-89
2.1. Структура полного условного обозначения подшипников (ПУО)
Структура полного условного обозначения подшипников качения (далее сокращенно – ПУО), состоит из основного условного обозначения (сокращенно – ОУО) и дополнительного условного обозначения. Дополнительное условное обозначение, в свою очередь, подразделяется на дополнительное условное обозначение слева от основного (сокращенно – ДУОЛ) и дополни-тельное условное обозначение справа от основного (сокращенно – ДУОП). ДУОЛ отделяется от ОУО знаком тире (дефисом). Указанные сокращения (ПУО, ОУО, ДУОЛ, ДУОП), не являющиеся общепринятыми, будут использоваться автором в данной работе. Общая структура условного обозначения подшипников представлена на схеме 1. Подобная общая структура полного условного обозначения подшипников (т.е. ОУО, ДУОЛ и ДУОП), предписанная ГОСТ 3189-89, сохраняется и для подшипников, обозначаемых по другим стандартам.
Схема 1.
Структура полного условного обозначения подшипников
ПУО
ДУОЛ ОУО ДУОП
В ОУО отражаются размеры подшипника, его тип и особенности конструкции. ОУО имеется у любого подшипника. Для выделения ОУО из ПУО следует учитывать, что ОУО начинается правее знака тире (при отсутствии тире – с самой левой цифры) и заканчивается левее первой буквы (при отсутствии букв – на самой правой цифре). ОУО может включать арабские цифры, знак «косой» дробной черты и (редко) знак запятой. Подшипники, обозна-чаемые по ГОСТ 3189-89, не содержат букв в ОУО – т.е. они не имеют бук-венно-цифрового или буквенного основного условного обозначения.
ДУОЛ характеризует, в основном, показатели качества подшипника. При этом в ДУОЛ кодируются точность, величина зазора, момент трения и категория подшипника. Как уже отмечалось, между ДУОЛ и ОУО ставится разделительный знак тире (дефис) без дополнительных пробелов. Таким об-разом, все, что указано в ПУО левее знака тире, является ДУОЛ. ДУОЛ может включать арабские цифры, буквы русского или латинского алфавитов.
ДУОП характеризует материал деталей подшипника, марку пластичной смазки, а также ряд специальных требований и характеристик. В соответствии с требованиями ГОСТ 3189-89, ДУОП должен следовать за ОУО без пробела, начинаясь с прописной (заглавной) буквы. Однако часто практически ОУО и ДУОП специально разделяют пробелом. Вызвано это не только желанием добиться лучшей читаемости ПУО, но и целесообразностью внесения ОУО и ДУОП в разные поля компьютерных таблиц и баз данных. Таким образом, все, что указано в ПУО, начиная с первой прописной буквы и вправо до конца условного обозначения, является ДУОП. ДУОП включает буквы русского и (редко) латинского алфавитов, а также арабские цифры.
Как правило, в ПУО указываются только коды регламентируемых показателей. Для правильной расшифровки (декодирования) того или иного знака в ПУО необходимо принимать во внимание не только сам знак (цифру, букву и т.д.), но и место, занимаемое им в структуре ОУО, ДОУЛ или ДОУП, а также тип подшипника и иногда даже материал, из которого изготовлены де-тали подшипника. Это создает определенные трудности. Конкретные значения характеристик, норм и требований, обозначаемых кодированными показателями, определяется соответствующими ГОСТами или другими стандартами. ПУО подшипника читается слева направо.
При отсутствии у подшипника каких-либо дополнительных характеристик, отличающихся от стандартных или от нормальных, ДУОЛ и ДУОП бу-дут отсутствовать, и останется только ОУО.
Задание № 1. ПУО подшипника 6-205АШ. Требуется определить ДУОЛ, ОУО и ДУОП.
Решение. «6» – ДУОЛ; «205» – ОУО; «АШ» – ДУОП
Задание № 2. ПУО подшипника 31821/500. Требуется определить ДУОЛ, ОУО и ДУОП.
Решение. «31821/500» – ОУО. ДУОЛ и ДУОП отсутствуют.
2.2. Основное условное обозначение подшипника (ОУО)
2.2.1. Система кодировки ОУО и, отчасти, структура ОУО зависят от внутреннего диаметра подшипника. ГОСТ 3189-89 с точки зрения ОУО подшипников подразделяет их по внутренним диаметрам на 4 диапазона:
1. Внутренний диаметр (d) менее 10 мм;
2. Внутренний диаметр (d) от 10 до менее 20 мм;
3. Внутренний диаметр (d) от 20 до 495 мм включительно;
4. Внутренний диаметр (d) равен или более 500 мм.
Прежде всего отметим, что ГОСТ 3189-89 оставляет открытым и никак не регламентирует вопрос об обозначении подшипников с внутренними диаметрами в интервале от 496 мм до 499 мм (в целых мм). Это является, по нашему мнению, существенным недостатком указанного ГОСТа и требует ско-рейшего изменения. В качестве предложения: следует установить четвертый диапазон внутренних диаметров начиная не с 500 мм и более, а с 496 мм и более. Тогда недостаток ГОСТ 3189-89 будет устранен. Такого же мнения придерживались авторы известного справочного пособия по подшипникам Н.А. Спицин и А.И. Спришевский (1961). Именно такая градация диапазонов
внутренних диаметров подшипников будет использоваться автором в данной работе.
2.2.2. Сначала рассмотрим структуру и систему кодировки ОУО для подшипников, внутренний диаметр которых 20 ≤ d ≤ 495 мм. Строго говоря, предельный внутренний диаметр подшипника (в целых мм), который можно закодировать описываемым способом, равен 497 мм. Однако существует ряд обоснованных соображений в пользу целесообразности того, что норматив этого предельного диаметра должен быть кратен 5 мм (т.е. 495 мм). Большинство типов подшипников имеют внутренний диаметр именно в указан-ном диапазоне размеров (от 20 до 495 мм), поэтому данный диапазон автор предлагает называть основным диапазоном внутренних диаметров, сокращенно – основным диапазоном.
Структура ОУО подшипников представлена на схеме 2.
Схема 2.
Структура ОУО подшипников с 20 ≤ d ≤ 495 мм
Код внутреннего диаметра
Код серии наружных диаметров
Код типа подшипника
Код конструктивной разновидности
Код серии ширин (высот)
Как видно из схемы 2, в структуре ОУО предусмотрено семь разрядов, нумеруемых справа налево (см. цифры в нижней части схемы 2). В каждом разряде может находиться одна цифра (арабская) от 0 до 9. Каждая цифра (или две соседние цифры) является кодом определенных характеристик подшипника. Следует учитывать то, что все нули, стоящие левее самой левой значащей цифры, отбрасываются и в окончательное ОУО подшипника не попадают. Сказанное поясняется на примерах.
7 6 5 4 3 2 1
Нумерация разрядов ОУО
Задание № 3. ПУО подшипника 6-206АК. Определить ОУО подшипника.
Решение. ОУО подшипника – «206»:
0 0 0 0 2 0 6 – ОУО подшипника (четыре нуля левее цифры 2 отбрасываются).
7 6 5 4 3 2 1 – нумерация разрядов ОУО.
Задание № 4. ПУО подшипника 76-180205АК3С9Ш. Определить ОУО подшипника.
Решение. ОУО подшипника – «180205»:
0 1 8 0 2 0 5 – ОУО подшипника (один ноль левее цифры 1 отбрасывается).
7 6 5 4 3 2 1 – нумерация разрядов ОУО.
В задании № 3 ОУО подшипника состоит из трех знаков; это – минимальное число знаков ОУО, которое может иметь подшипник с внутренним диаметром в указанном основном диапазоне. В задании № 4 ОУО подшипника состоит из шести знаков. Максимально возможное число знаков в ОУО подшипника с внутренним диаметром в указанном основном диапазоне равно семи знакам.
Далее рассмотрим, что именно кодирует каждый разряд в цифровом ОУО подшипников.
2.2.3. Второй и первый разряды в ОУО подшипника, считая справа на-лево (см. схему 2), а не первый и второй разряды в ОУО, как написано в большинстве справочников по подшипникам, являются кодом внутреннего диаметра подшипников. В эти разряды записывается число, полученное от деления внутреннего диаметра подшипника, измеренного в мм, на пять (d : 5). Если частное от деления на 5 – однозначное число, то оно записывает-ся в разряд 1 ОУО, а в разряд 2 записывается ноль.
Задание № 5. Внутренний диаметр подшипника d = 85 мм. Определить код внутреннего диаметра.
Решение. Внутренний диаметр подшипника – в основном диапазоне. Поэтому, для определения кода внутреннего диаметра, диаметр подшипника (в мм) делим на пять. Частное от деления диаметра на пять равно 17 (85 : 5 = 17). Код внутреннего диаметра равен 17. Таким образом, в структуре ОУО разряд 2 равен «1», а разряд 1 равен «7». Это может быть, например, подшипник 2317.
Задание № 6. Внутренний диаметр подшипника d = 30 мм. Определить код внутреннего диаметра.
Решение. Внутренний диаметр подшипника – в основном диапазоне. Част-ное от деления внутреннего диаметра на пять равно 6 (30 : 5 = 6). В этом слу-чае в структуре ОУО разряд 2 равен «0», а разряд 1 равен «6». Это может быть, например, подшипник 50306.
В основном диапазоне внутренних диаметров подшипников (т.е. от 20 до 495 мм) шаг диаметров в 5 мм является нормализованным при переходе от предыдущего подшипника к последующему и наоборот. Большинство типов подшипников выпускаются с нормализованными внутренними диаметрами, кратными 5 мм. Если внутренний диаметр подшипника, в мм, не делится на 5 нацело (т.е. подшипник имеет ненормализованный внутренний диаметр, что встречается реже, но вполне возможно), то для определения кода внутренне-го диаметра фактический внутренний диаметр также делят на 5. Полученное в результате деления «дробное» частное (т.е. число, выраженное десятичной дробью) округляют до целого по правилам округления, и это округленное число записывают во 2-ой и 1-ый разряды ОУО. Оно является кодом внутреннего диаметра. При этом в разряд 3 записывается цифра «9» – указание на ненормализованный ряд внутреннего диаметра данного подшипника.
Задание № 7. Внутренний диаметр подшипника d = 34 мм. Определить код внутреннего диаметра.
Решение. Внутренний диаметр подшипника – в основном диапазоне. «Дробное» частное от деления внутреннего диаметра (в мм) на 5 равно 6,8 (34 : 5 = = 6,8) . В результате округления до целого числа получаем цифру 7. Семь – код внутреннего диаметра. Следовательно, в разряде 2 ОУО должна стоять цифра «0», в разряде 1 – цифра «7», а в разряде 3 – цифра «9». Таким являет-ся, например, подшипник 900907.
Наоборот, имея ОУО подшипника с внутренним диаметром в пределах 20 ≤ d ≤ 495 мм, легко вычислить его внутренний диаметр. Рассмотрим при-веденные ранее в качестве примеров три типа подшипников, имеющих основное условное обозначение (ОУО) 2317, 50306 и 900907. Умножая на 5 код внутреннего диаметра (т.е. число, образованное второй и первой цифрами ОУО, считая справа налево), получаем соответственно: 17 х 5 = 85; 06 х 5 = = 30; 07 х 5 = 35. Первые два числа дают непосредственно номинальное значение внутреннего диаметра подшипников, в мм. В третьем случае мы полу-чили приблизительное значение внутреннего диаметра (35 мм) – об этом предупреждает цифра «9», стоящая третьей справа в ОУО подшипника. В подобных случаях точное значение внутреннего диаметра подшипника следует выяснить либо в специальной литературе (по основному условному обо-значению), либо путем измерения. В данном случае d = 34 мм.
Для подшипников, имеющих внутренние диаметры в диапазоне 10 ≤ d < 20 мм, общая схема ОУО остается неизменной (см. схему 2), однако правило кодировки внутреннего диаметра изменяется. Оно представлено в табл. 1. По-прежнему внутренний диаметр кодируется вторым и первым раз-рядами в ОУО (см. схему 2), однако правило деления на 5 не действует.
Таблица 1.
Система кодировки внутреннего диаметра подшипников,
имеющих 10 ≤ d < 20 мм
Код внутреннего
диаметра
Внутренний диаметр, мм
Пример ОУО
00
10
180100
01
12
180201
02
15
180302
03
17
180603
Таким образом, в данном диапазоне диаметров нормализованными диаметрами считаются только диаметры 10; 12; 15 и 17 мм. Если диаметр подшипника находится в диапазоне 10 ≤ d < 20 мм, но отличается от нормализованного (что вполне возможно), то для определения кода фактический диаметр округляют до ближайшего нормализованного значения (в данном диапазоне диаметров) по следующей схеме:
d = 11 мм → d = 10 мм; d = 13 мм → d = 12 мм; d = 14 мм → d = 15 мм;
d = 16 мм → d = 17 мм; d = 18 мм → d = 17 мм; d = 19 мм → d = 17 мм.
В этих случаях на третье место справа, как предупреждение о ненормализованном внутреннем диаметре, также ставится цифра «9». Обращаем внимание на то, что округление производится не до значения ближайшего нормализованного диаметра вообще, как написано в некоторых руководствах, а до ближайшего нормализованного значения диаметра в данном диапазоне диаметров. Так, у подшипника с внутренним диаметром 19 мм диаметр округляется до 17 мм, а не до 20 мм, и такому подшипнику должен присваиваться код внутреннего диаметра «03», а не «04». Однако практически, в связи с определенным дефицитом «правильных» обозначений для подшипников с внутренним диаметром в указанном диапазоне, у части подобных подшипников внутреннему диаметру вынужденно может присваиваться код «04».
Если внутренний диаметр подшипника – «дробный», то его сначала округляют до целого числа, а потом определяют код. При d = 19,5–19, 9 мм округление – до 19 мм!
Задание № 8. Внутренний диаметр подшипника d = 17,5 мм. Требуется определить код внутреннего диаметра.
Решение. Сначала определяем диапазон диаметров – от 10 до 20 мм. Поэтому «дробный» диаметр 17,5 мм округляем до целого числа и получаем 18 мм. Далее 18 мм округляем до «нормализованных» 17 мм, которым присваиваем код «03». Примером такого подшипника может быть 8903.
Для подшипников, имеющих внутренний диаметр менее 10 мм (d < 10 мм), изменяется система кодировки внутреннего диаметра (а также система кодировки типа подшипника, о чем будет сказано позже). Общая структура ОУО показана на схеме 3.
Первый разряд (разряды считаются справа налево) в ОУО таких подшипников численно равен значению внутреннего диаметра подшипника, выраженного в мм. Именно такие диаметры (т.е. целые числа, в мм, от 1 до 9) являются в данном диапазоне диаметров нормализованными; стандартный шаг внутренних диаметров – 1 мм. Если подшипник имеет «дробный» диаметр, то для определения кода внутреннего диаметра фактический диаметр округляют до целочисленного значения, действуя по правилам округления. Полученное округленное значение отражает в разряде 1 (см. схему 3) код внутреннего диаметра. При этом в разряд 2 ставится цифра «5», показывающая, что данный подшипник имеет ненормализованное «дробное» значение внутреннего диаметра. У всех подшипников с d < 10 мм в разряд 3 ставится цифра «0». Этот ноль в разряде 3 подчиняется общему правилу и отбрасывается, если левее его в ОУО подшипника нет хотя бы одной значащей цифры.
Задание № 9. Подшипник имеет внутренний диаметр d = 3,175 мм. Определить код его внутреннего диаметра.
Решение. Диапазон диаметров – менее 10 мм. В результате округления «дробного» значения внутреннего диаметра до целого числа получаем «3». Это число записывается в разряд 1 схемы 3 и является кодом внутреннего диаметра. В разряде 2 данной схемы записывается цифра «5», так как мы прибегли к округлению величины диаметра подшипника при определении
кода его внутреннего диаметра. В разряд 3 ставится цифра «0». Примерами могут служить подшипники 53 и 60053.
Схема 3.
Структура ОУО подшипников с d < 10 мм
Код внутреннего диаметра
Код серии наружных диаметров
Код типа подшипника
Код конструктивной разновидности
Цифра 0 (ноль)
Код серии ширин (высот)
Для подшипников, имеющих внутренний диаметр d ≥ 496 мм (а не при d ≥ 500 мм, как это записано в ГОСТ 3189-89), происходит изменение как системы кодировки внутреннего диаметра, так и системы основного условно-го обозначения (ОУО). Связано это с тем, что результат деления на 5 внутреннего диаметра (в мм) для подобных подшипников будет уже не двузначным, а трехзначным числом, и его не удастся разместить в двух разрядах схемы 2. Исключение составляют подшипники с внутренним диаметром 496 мм и 497 мм, у которых округленный результат деления внутренних диаметров на 5 выражается двузначным числом, равным «99». Однако их просто удобнее и целесообразнее обозначать способом, описанным ниже. Схема 4 представляет обозначения ОУО для подшипников с d ≥ 496 мм.
7 6 5 4 3 2 1
Нумерация разрядов ОУО
Как видно из схемы 4, вместо второй и первой цифр в О У О ставится «косая» дробная черта (« / »), а справа от нее («в знаменателе») – число, равное внутреннему диаметру подшипника, в мм. Три или четыре разряда внутреннего диаметра записываются и читаются слева направо. Иногда такие подшипники называют «подшипники с дробным обозначением». Нормализованными считаются подшипники, у которых внутренний диаметр кратен 5 мм (хотя для кодировки внутреннего диаметра это и не имеет существенного значения, так как все равно правее «косой» дробной черты ставится целочисленное значение внутреннего диаметра) и чьи габаритные размеры предусмотрены ГОСТ 3478-79. Если внутренний диаметр подшипника – менее 1000 мм, то разряд IV опускается.

Схема 4.
Структура ОУО подшипников с d ≥ 496 мм
Внутренний диаметр, в мм Код серии наружных диаметров Код типа подшипника Код конструктивной разновидности
Код серии ширин (высот) 7 6 5 4 3 Нумерация разрядов ОУО «Косая» дробная черта I II III IV
Если внутренний диаметр подшипника выражается не целым числом (в мм), а содержит десятичные знаки, то этот «дробный» диаметр сначала округляют до целого числа по правилам округления. Это округленное целое число будет являться кодом внутреннего диаметра. В этом случае в разряд 3 ОУО ставится цифра «9». Однако в тех случаях, когда левее «косой» дробной черты в разряде 7 ОУО указана значащая цифра (т.е. подшипник имеет серию ширин, отличную от нуля), цифра «9» в разряде 3 не обозначает «дробного» внутреннего диаметра.
Счет цифр левее дробной черты («в числителе») начинается с третьего разряда ОУО – с кода серии наружных диаметров (о чем будет сказано поз-же). Нумерация разрядов в ОУО левее «косой» дробной черты производится справа налево.
Задание № 10. ОУО подшипника 8479/610. Определить внутренний диаметр подшипника.
Решение. Диапазон диаметров – более 496 мм. Примерный внутренний диа-метр – 610 мм. Поскольку цифра «9» левее дробной черты – настораживает, уточняем диаметр этого подшипника по справочнику. В данном случае точное значение d = 609,65 мм.
В ОУО подшипников с «дробным» обозначением может быть и более чем 7 цифр! Максимум – 9 цифр.
Из указанных правил кодировки внутреннего диаметра подшипников существует несколько отступлений и исключений. Приведем наиболее важные.
1. У подшипников с внутренними диаметрами, равными 0,6 мм; 1,5 мм; 2,5 мм; 22 мм; 28 мм и 32 мм, кодировка внутреннего диаметра производится
не по правилам, установленным для данного диапазона диаметров (см. схемы 2 и 3), а с помощью «косой» дробной черты по аналогии со схемой 4. При этом значение внутреннего диаметра не округляется. Цифра, стоящая левее «косой» дробной черты, обозначает код серии диаметров и т.д. Поясним это на примерах.
Задание № 11. ОУО подшипников 107609/1,5; 187608/2,5. Определить внутренний диаметр подшипников.
Решение. Диапазон диаметров – менее 10 мм. Внутренний диаметр подшипников равен соответственно 1,5 мм и 2,5 мм. Цифра левее дробной черты («8» и «9» соответственно), являющаяся вторым разрядом в схеме 3, кодирует серию наружных диаметров подшипников.
Задание № 12. ОУО подшипника 808/32. Определить внутренний диа-метр подшипника.
Решение. Диапазон внутренних диаметров – основной. Внутренний диаметр равен 32 мм. Цифра левее дробной черты (т.е. «8»), являющаяся третьим раз-рядом в схеме 2, кодирует серию наружных диаметров подшипника.
2. У подшипников с коническим отверстием внутренним диаметром считается меньший диаметр, измеренный в плоскости торца. У подшипников с квадратным или с шестигранным отверстием внутренний диаметр равен диа-метру вписанной окружности.
3. У подшипников с крепежными (закрепительными, стяжными) втулка-ми внутренним диаметром считается диаметр отверстия втулки.
4. У одинарных упорных шариковых и роликовых подшипников имеют-ся так называемые тугое (внутренне) кольцо и свободное (наружное) кольцо. При этом внутренний диаметр тугого кольца, устанавливаемого на вал, стро-го нормируется и приводится в справочниках и каталогах. Его диаметр подчиняется общим правилам кодировки внутреннего диаметра, так как именно он является внутренним диаметром подшипника. Диаметр отверстия свобод-ного кольца, устанавливаемого в корпус, обязательно больше, чем диаметр отверстия тугого кольца – иначе упорный подшипник не смог бы работать. Однако величина превышения диаметра отверстия свободного кольца над диаметром отверстия тугого кольца различается в зависимости от стандарта (или от раздела стандарта), по которому изготовлен подшипник. Выпускавшиеся ранее отечественные упорные подшипники имели это превышение в пределах от 0,2 до 0,8 мм – в зависимости от габаритов подшипников. В то же время международным стандартом ИСО 104:1994 предусмотрена большая разница между диаметрами отверстия тугого и свободного колец упорных подшипников; она составляет от 1,0 до 5,0 мм – в зависимости от габаритов и серии наружных диаметров подшипников. Практика показала перспективность использования упорных подшипников, имеющих увеличенные диаметры отверстия свободного кольца. В настоящее время отечественные подшипниковые заводы осуществляют переход на выпуск упорных подшипников с увеличенным диаметром отверстия свободного кольца. Такие подшипники имеют в дополнительном условном обозначении справа от основного (ДУОП) индекс «Н». Действующим ГОСТ 7872-89 предусмотрено, что при
новом проектировании подшипников большинство типоразмеров упорных подшипников должны быть с индексом «Н».
Задание № 13. ПУО упорных подшипников 8120; 8320; 8120Н и 8320Н. Определить внутренние диаметры тугого и свободного колец подшипников.
Решение. Диапазон внутренних диаметров подшипников – основной. Умножая на 5 вторую и первую цифры ОУО, получаем, что внутренний диаметр всех подшипников равен 100 мм (20 х 5 = 100). Поскольку подшипники – упорные, то внутренний диаметр подшипника равен диаметру отверстия тугого кольца (100 мм). Диаметр отверстия свободных колец подшипников можно узнать, например, в ГОСТ 7872-89. Для подшипников 8120 и 8320 он равен 100,2 мм; для подшипника 8120Н – 102 мм; для подшипника 8320Н – 103 мм.
5. У двойных упорных подшипников ОУО не кодирует внутренний диаметр тугого (среднего) кольца и, следовательно, внутренний диаметр самого подшипника. Например, ОУО двойного упорного шарикового подшипника – 38205; ожидаемый внутренний диаметр тугого кольца (и самого подшипника) – 25 мм, в действительности он равен 20 мм. У подшипника 38320 ожидаемый внутренний диаметр тугого кольца (и самого подшипника) – 100 мм, в действительности он равен 85 мм. Связано это с использованием у двойных упорных подшипников взаимозаменяемых с одинарными упорными подшипниками свободных колец. Внутренний диаметр таких подшипников кодируется по диаметру отверстия тугого кольца одинарного подшипника. Практически значение диаметра отверстия тугого (среднего) кольца двойных упорных подшипников следует уточнять в специальной литературе.
6. У части типов подшипников, не имеющих внутреннего кольца, реальный внутренний диаметр и диаметр, определяемый путем декодирования ОУО, не совпадают. Примерами являются подшипники серий 292000 и некоторых других серий. Так, подшипник 292309, казалось бы, должен иметь внутренний диаметр (измеренный по роликам) d = Fw = 45 мм, в действительности внутренний диаметр подшипника равен 58,5 мм. У подшипника 4024110 ожидаемый внутренний диаметр d = Fw = 50 мм, в действительности он равен 62 мм. Подшипник 254708 имеет d = Fw = 45 мм вместо ожидаемого внутреннего диаметра, равного 40 мм, и т.д. Вызвано данное обстоятельство чаще всего тем, что обозначение кода внутреннего диаметра в ОУО таких подшипников сохранены от однотипных подшипников, имеющих внутренние кольца. Так, для подшипника 292309 без внутреннего кольца аналогами с внутренним кольцом являются подшипники 32309 и 92309. У каждого из указанных аналогов внутренний диаметр правильный (d = 45 мм). Разница между d = Fw = 58,5 мм у подшипника 292309 (без внутреннего кольца) и d = = 45 мм у подшипников 32309 и 92309 (с внутренним кольцом), составляющая 13,5 мм, равна удвоенной толщине внутреннего съемного кольца.
2.2.4. Третий разряд (считая справа налево) в ОУО подшипника (см. схему 2) обозначает код размерной серии наружных диаметров (сокращенно – серия диаметров). Серии диаметров кодируются одной цифрой, которая указывает, какие ряды наружных диаметров могут иметь подшипники при определенном внутреннем диаметре. ГОСТ 3478-79 предусмотрены следующие серии диаметров:
0 – нулевая;
7 – сверхлегкая;
8 – сверхлегкая;
9 – особо легкая;
1 – особо легкая;
2 – легкая;
5 – легкая широкая;
3 – средняя;
6 – средняя широкая;
4 – тяжелая;
5 (для серии высот 9) – тяжелая.
Перечень серий наружных диаметров указан в порядке увеличения наружного диаметра при одинаковом внутреннем диаметре. Подшипники, не-стандартные по наружному диаметру, должны иметь в ОУО в третьем разряде цифру «7»; такие подшипники серий ширин не имеют.
Следует учитывать, что в вышеприведенном списке серии наружных диаметров 7; 8 и 9 имеют указанные значения только в тех случаях, когда указана серия ширин (см. ниже). Если серия ширин – «0» (ноль) и в окончательном ОУО не обозначается, то указанные цифры обозначают: «7» – под-шипники, нестандартные по наружному диаметру; «8» – подшипники, не-стандартные по ширине; «9» – подшипники с ненормализованным внутренним диаметром.
Задание № 14. ОУО подшипников 180605; 1000824; 97180. Определить серии наружных диаметров.
Решение. Находим третий справа разряд в ОУО. Для первого подшипника он равен «6» (средняя широкая серия), для второго – «8» (сверхлегкая серия), для третьего – «1» (особо легкая серия).
У подшипников с «дробным» ОУО (см. схему 4) код серии диаметров обозначается цифрой, стоящей левее «косой» дробной черты. У подшипников, внутренний диаметр которых менее 10 мм (см. схему 3), код серии диа-метров ставится во второй разряд ОУО, считая справа налево. При этом на третье место справа ставится цифра «0». Напоминаем, что этот ноль подчиняется общему правилу и отбрасывается, если левее его в ОУО подшипника нет значащих цифр. Таким образом, минимально возможное число цифр в ОУО таких подшипников равно двум. Примеры: подшипники 18; 24; 35. Подшипники с d < 10 мм, нестандартные по наружному диаметру, имеют на втором месте в ОУО цифру «6». Серии ширин такие подшипники не имеют. У подшипников с d < 10 мм, если серия ширин – «0» и поэтому не обозначается, цифры во втором разряде означают: «5» – подшипники с ненормализованным внутренним диаметром; «6» – подшипники, нестандартные по наружному диаметру; «7» – подшипники, нестандартные по ширине.
Задание № 15. ОУО подшипников 71/560; 30032/850; 1000007; 1000091. Определить серии наружных диаметров.
Решение. Первый и второй подшипники – с «дробным» ОУО. Следователь-но, код серии наружных диаметров определяется первой цифрой слева от «косой» дробной черты. Первый подшипник – серия диаметров «1» (особо легкая серия), второй – серия диаметров «2» (легкая серия). Третий и четвертый подшипники имеют внутренний диаметр менее 10 мм, поэтому серия наружных диаметров закодирована вторым разрядом в ОУО. Это соответствен-но «0» (нулевая серия) и «9» (сверхлегкая серия) наружных диаметров.
2.2.5. Четвертый разряд в структуре ОУО подшипника является кодом типа подшипника. Тип подшипника показывает направление воспринимаемой нагрузки и форму тел качения. ГОСТ 3189-89 регламентирует 10 типов подшипников, обозначаемых цифрами от «0» до «9». Перечень типов подшипников представлен в табл. 2.
Таблица 2.
Обозначение типов подшипников
Код типа подшипника
Наименование типа подшипника
Пример
0
Шариковый радиальный
180306
1
Шариковый радиальный сферический
1608
2
Роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами
42315
3
Роликовый радиальный со сферическими роликами
53616
4
Роликовый радиальный с длинными цилиндрическими или игольчатыми роликами
4244924
5
Роликовый радиальный с витыми ро-ликами
5220
6
Шариковый радиально-упорный
46112
7
Роликовый конический
2007124
8
Шариковый упорный, шариковый упорно-радиальный
38210
9
Роликовый упорный, роликовый упорно-радиальный
9240
Другими стандартами (кроме ГОСТ 3189-89) предусмотрены и некоторые другие типы подшипников качения, например, комбинированные подшипники. О системе условных обозначений таких подшипников будет сказа-но отдельно.
2.2.6. Шестой и пятый разряды в структуре ОУО (см. схемы 2, 3 и 4) обозначают код конструктивной разновидности подшипника. Коды конструктивных разновидностей подшипников могут принимать значения от «00» до «99»; большинство из них перечислены в ГОСТ 3395-89. При этом код конструктивной разновидности «00» (ноль-ноль) всегда относится к основ-ной конструкции каждого типа подшипника (к базовому типу). Другие коды конструктивных разновидностей свидетельствуют о каких-либо отличиях конструкции подшипника от основной конструкции.
Если код конструктивной разновидности выражается однозначным чис-лом, то оно помещается в пятый разряд ОУО подшипника, а в шестом разряде ставится цифра «0». Этот ноль отбрасывается, если в седьмом разряде ОУО нет значащей цифры.
Поясним сказанное на примере двух заданий.
Задание № 16. ОУО подшипника 402318. Определить его тип и конструктивную разновидность.
Решение. Тип подшипника – «2» (роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами; см. табл. 2). Код конструктивной разновидности – «40» (подшипник однорядный со стопорным гнездом на наружном кольце).
Задание № 17. ОУО подшипника 180213. Определить его тип и конструктивную разновидность.
Решение. Тип подшипника – «0» (шариковый радиальный; см. табл. 2). Код конструктивной разновидности – «18» (подшипник однорядный с двусторонним уплотнением).
Некоторые авторы считают, что хотя конструктивная разновидность подшипников кодируется шестым и пятым разрядами в ОУО, она однозначно определяется шестым, пятым и четвертым разрядами в ОУО. Иначе говоря, конструктивные разновидности следует рассматривать применительно к каждому конкретному типу подшипника. Подобное мнение имеет под собой серьезные основания, и автор его поддерживает. Например, подшипники 60309 и 66309 имеют одну и ту же конструктивную разновидность «6», но она имеет разный смысл, так как подшипники относятся к разным типам – «0» и «6» соответственно.
2.2.7. Седьмой разряд в ОУО подшипника обозначает код серии ширин (для упорных подшипников – код серии высот). Цифра, стоящая в этом раз-ряде (от «0» до «9»), показывает, какие значения может принимать ширина подшипников при определенных наружных диаметрах (серия диаметров за-кодирована в третьем разряде основного условного обозначения подшипников). При этом серии ширин также можно расположить в порядке возрастания: 7; 8; 9; 0; 1; 2; 3; 4; 5 и 6. Серии ширин имеют следующие названия:
7; 8 – особо узкие;
9 – узкая;
0; 1 – нормальные;
2 – широкая;
3; 4; 5; 6 – особо широкие.
Если подшипник имеет нестандартную ширину, то на третьем месте сле-ва (третий разряд в ОУО для подшипников, имеющих внутренний диаметр d ≥ 10 мм) ставится цифра «8». Серия ширин у таких подшипников отсутствует. Если нестандартную ширину имеет подшипник с внутренним диамет-ром менее 10 мм, то во второй разряд его ОУО (см. схему 3) ставится цифра «7». Серии ширин такие подшипники также не имеют.
Каждой серии наружных диаметров подшипников соответствует опреде-ленный набор серий ширин. В табл. 3 представлены (на основе ГОСТ 3478-79 и ГОСТ 3189-89) сведения о сериях ширин, допускаемых для каждой серии диаметров, для разных типов подшипников. Данная таблица (с незначитель-ными изменениями) заимствована нами из книги Л.В. Черневского (1997).
Сочетание серии наружных диаметров и серии ширин образуют ряды размеров, называемые размерными сериями подшипников. Однако на прак-тике чаще используют сочетание серии ширин, конструктивной разновидно-
сти и типа подшипника, заменяя код серии наружных диаметров и код внут-реннего диаметра (т.е. первые три разряда ОУО) тремя нулями; они имеют
Таблица 3.
Соответствие кодов серий ширин (высот) подшипников кодам серий наружных диаметров
Код серии наружных диаметров
Типы
подшипников
0
8
9
1
7
2
(5)
3
(6)
4
5
1
7
7
7
7
8
0
8
0
0
3
1
1
0
1
0
0
2
2
2
2
2
1
1
3
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
5
5
5
Шариковые
радиальные и
радиально-
упорные,
роликовые
радиальные
(типы 0; 6; 2)
6
6
6
2
2
3
0
0
0
0
Роликовые конические
(тип 7)
однорядные
3
3
3
1
7
7
7
7
7
7
9
9
9
9
9
9
Шариковые и роликовые
упорные и упорно-
радиальные (типы 8; 9)
однорядные
1
0
0
0
0
Шариковые и роликовые
упорные и упорно-
радиальные двойные
0
0
0
вид «тысяч». Такое сочетание называют серией подшипников. Примерами таких серий могут служить следующие серии: 36000, 3056000, 1680000, 680000, 7000, 50000, 180000 и т.д. При необходимости конкретизации указывают также серию наружных диаметров; тогда эти серии имеют вид «сотен»: 3056300, 1680200, 7600, 50400 и т.д. Внутри одной серии все подшипники близки по конструкции, но отличаются габаритами.
Кроме понятия «серия подшипника», существует также понятие «исполнение» подшипника. «Исполнение» отличается от «серии» тем, что не учитывает серии ширин подшипников. Например, серии подшипников 1680000 и 680000 имеют одно и то же «исполнение» – 680000. Понятие «исполнение» подшипника последовательно используется, например, в книге О.Н. Чермен-ского и Н.Н. Федотова (2003).Напоминаем, что все нули, стоящие левее последней значащей цифры, отбрасываются и в конечное ОУО подшипника не входят.
Задание № 18. ПУО подшипника В6-50306 АК1УШ1. Дать расшифровку ОУО.
Решение. Основное условное обозначение данного подшипника (ОУО) – 50306. «06» – код внутреннего диаметра; внутренний диаметр равен 30 мм (06 х 5 = 30). «3» – код серии наружных диаметров; подшипник – средней се-рии диаметров. «0» – код типа подшипника; подшипник – шариковый радиальный. «5» (точнее, «05», но этот ноль отбрасывается) – конструктивная разновидность (подшипник однорядный с канавкой по наружному кольцу). Серия ширин – «0» (нормальная; этот ноль также отбрасывается и в окончательное ОУО не входит).
Номинальные значения внутренних и наружных диаметров, а также ши-рин (высот) подшипников приводятся в так называемых типоразмерных стандартах. В настоящее время действует около 20 типоразмерных ГОСТов, а также несколько типоразмерных стандартов более низкого уровня, для раз-личных типов и модификаций подшипников. В типоразмерных стандартах указаны номинальные размеры подшипников. Примером может служить ГОСТ 24696-81 «Подшипники роликовые радиальные сферические двухрядные с симметричными роликами. Основные размеры». Следует иметь в виду, что подшипниковые заводы России и стран СНГ выпускают большинство типов подшипников со ссылкой не на соответствующий типоразмерный стандарт, а на ГОСТ 520-89 или ГОСТ 520-2002 «Подшипники качения. Общие технические условия». Связано это с тем, что в этих ГОСТах указаны допуски на размеры в зависимости от класса точности подшипников. В свою очередь, эти ГОСТы, раздел 1, требует соблюдения требований других (в т.ч. типоразмерных) стандартов и конструкторской документации. Поэтому по-лучение подшипников, соответствующих требованиям ГОСТ 520-89 или ГОСТ 520-2002 без указания типоразмерного стандарта, не должно вызывать беспокойства у потребителей.
2.3. Дополнительное условное обозначение слева от основного (ДУОЛ)
2.3.1. Рассмотрим структуру ДУОЛ, отделяемую от ОУО знаком тире. В общем виде она представлена на схеме 5. Структура ДУОЛ не зависит от ве-личины внутреннего диаметра подшипников. Разряды в ДУОЛ нумеруются и заполняются справа налево (как и в ОУО). В отличие от заполнения разрядов в ОУО, в некоторых случаях в одном разряде ДУОЛ может находиться два знака (цифра и буква).
2.3.2. Цифра, указанная в первом разряде ДУОЛ, соседствующем с тире, обозначает класс точности подшипника. Класс точности – очень важный комплексный показатель точности изготовления отдельных деталей и всего подшипника в целом, включая точность габаритных размеров и точность вращения. Для аттестации на определенный класс точности каждый из тести-руемых показателей качества должен быть не хуже нормативов, установлен-ных соответствующим стандартом для данного класса. Например, если один
из нормируемых показателей качества соответствует пятому классу точности, а все остальные показатели – более высокому четвертому классу точности, то подшипник может быть выпущен ОТК завода-изготовителя только как подшипник пятого класса точности.
Схема 5.
Структура ДУОЛ подшипников
ГОСТ 520-89 устанавливает следующие классы точности подшипников качения, перечисляя их в порядке возрастания точности слева направо:
Класс точности
Группа радиального зазора
Категория подшипника
4 3 2 1
Знак тире
Код ряда момента трения
Нумерация разрядов ДУОЛ
8; 7; 0; 6; 5; 4; 2; Т – для шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников;
8; 7; 0; 6; 5; 4; 2 – для упорных и упорно-радиальных подшипников;
8; 7; 0; 6X; 6; 5; 4; 2 – для роликовых конических подшипников (класс точности «6X» обозначается в маркировке на изделиях как «X»). По мнению автора, «X» является латинской буквой «икс».
Внимание! С 1 июля 2003 г. на подшипниковых заводах России и стран СНГ началось введение в действие нового ГОСТ 520-2002 «Подшипники качения. Общие технические условия». Основные различия между ГОСТ 520-89 и ГОСТ 520-2002 касаются именно классов точности подшипников. Новый ГОСТ 520-2002 устанавливает следующие классы точности подшипников качения (в порядке повышения точности слева направо):
А) Для шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников: 8, 7, нормальный, 6, 5, 4, Т, 2.
Б) Для роликовых конических подшипников: 8, 7, 0, нормальный, 6X, 6, 5, 4, 2.
В) Для упорных и упорно-радиальных подшипников: 8, 7, нормальный, 6, 5, 4, 2.
Для всех подшипников, изготовленных по ГОСТ 520-2002 (кроме роликовых конических), для обозначения нормального класса точности применяют цифру «0». У конических роликовых подшипников для обозначения ну-левого класса точности применяют цифру «0», для обозначения нормального класса точности – букву «N» (алфавит – латинский), для обозначения класса точности «6Х» в маркировке на изделиях – только латинскую букву «X».
Помимо увеличения числа классов точности для конических роликовых подшипников, следует отметить тот факт, что по ГОСТ 520-89 класс точности «Т» – выше по точности, чем класс точности «2», а по ГОСТ 520-2002 класс точности «Т» не является наивысшим и ниже по точности, чем класс точности «2».
Как можно оценить нововведения ГОСТ 520-2002 по сравнению с ГОСТ 520-89 в отношении классов точности подшипников? По мнению ав-тора, скорее отрицательно, чем положительно. Особенно это касается числа классов точности для конических роликоподшипников. Автор считает, что общей тенденцией должно быть сокращение или хотя бы не увеличение чис-ла классов точности. В старом ГОСТ 520-89 было 8 различных классов точности для конических роликоподшипников, в новом ГОСТ 520-2002 стало 9 различных классов точности (в обоих случаях – включая 8-ой и 7-ой классы, но не включая подклассы «У» и «6У»). Для сравнения: компания «SKF» (Швеция), мировой лидер в производстве подшипников качения, обходится всего тремя классами точности: стандартное качество (в условном обозначении не указывается; некоторые другие фирмы, использующие зарубежную систему условных обозначений, в маркировке на изделии указывают «SQ» – «standard quality»), Р4А и РА9. Возможно, что большое число классов точности удобно для отечественных подшипниковых заводов, но оно, по мнению автора, не в интересах многочисленных потребителей подшипников.
ГОСТ 520-89 и ГОСТ 520-2002 допускают производство подшипников дополнительных классов точности «7» и «8» – хуже нулевого класса точности, для применения в неответственных узлах. С точки зрения автора, включение в основной подшипниковый ГОСТ классов точности ниже стандартно-го нулевого – неправильно, так как ГОСТировать следует, как минимум, стандартную продукцию нормального качества. Подшипники «7» и «8» классов точности вполне можно было бы выпустить не по ГОСТ 520-89 или не по ГОСТ 520-2002, а по ТУ ВНИПП.154-99 или по каким-то заводским техническим условиям. Особенно это касается подшипников самого низкого «8» класса точности. В принципе, подшипники «8» класса точности могут быть отходом производства так называемых «больших подшипниковых заводов» (т.е. заводов с полным циклом производства) или специально изготавливать-ся на ремонтно-подшипниковых заводах и находить ограниченное применение, но ГОСТы, по мнению автора, не должны иметь к ним никакого отношения. В настоящее время эти подшипники, как самые дешевые и выпущенные по ГОСТ 520-89 или ГОСТ 520-2002, имеют тенденцию попадать, в конечном итоге, через некоторых не очень добросовестных поставщиков, именно во вполне «ответственные» узлы. Некоторые подшипниковые заводы не маркируют на изделии 7-ой и 8-ой классы точности, указывая их только в сопроводительной документации; это может позволить недобросовестным поставщикам (коммерческим фирмам, индивидуальным предпринимателям и т.д.) выдавать их за стандартные подшипники нулевого класса точности. Потребителям следует быть предельно внимательными, чтобы под предлогом небольшой «скидки с заводских цен» не получить совершенно не устраивающие их подшипники 7-го и особенно 8-го классов точности.
Кроме указанных классов точности, ГОСТ 3189-89 для роликовых конических подшипников категории «С» и подшипников, не отнесенных к категориям (категории подшипников будут описаны ниже) по показателю мон-тажная высота устанавливает нормальную и повышенную точности. Нормальная точность специального обозначения не имеет. Повышенная точность обозначается буквой «У» русского алфавита. Эта буква проставляется в ДУОЛ справа от обозначения класса точности, но левее знака тире. Практи-чески это означает, что у конических роликоподшипников нулевого и шесто-го классов точности появляются как бы подклассы точности «У» и «6У». Эти знаки в структуре ДУОЛ занимают один первый разряд. Примеры подобных обозначений подшипников: У-7205; 6У-7510. Напоминаем, что конические роликоподшипники в четвертом разряде ОУО (тип подшипника) имеют цифру «7».
Буква «У» (иногда как буквосочетание «ОУ») может встречаться также в первом разряде ДУОЛ подшипников, изготовленных по специальным техни-ческим условиям. В этом случае она указывает на уменьшенный осевой зазор в подшипнике. Примером может служить подшипник ОУ-1210Ю, изготав-ливаемый по ТУ 3706.
Класс точности «0» (ноль), являющийся стандартным, в маркировке на изделиях и в обозначении подшипников не указывается, если для его указа-ния нет дополнительных оснований. Таким основанием является, например, необходимость указания группы радиального зазора, о чем речь пойдет да-лее. Пока приведем три примера: 60205; 6-60205; 70-60205. Подшипник 60205 – нулевого класса точности, причем класс не обозначается. Подшипник 6-60205 – шестого класса точности. Подшипник 70-60205 – нулевого класса точности, причем нулевой класс в данном случае обязательно обозначается, так как левее его указана седьмая группа радиального зазора. Если, в данном случае, не указать «0» как класс точности, то седьмая группа радиального зазора из второго разряда в ДУОЛ попадет в первый разряд, и подшипник станет не нулевого, а седьмого класса точности, что недопустимо исказит ДУОЛ. У небольшой части номенклатуры подшипников, изготавливаемой по специальным ТУ, класс точности «0» указывается и при отсутствии дополнительных оснований.
Ведущие инофирмы, как правило, не указывают класс точности подшипников, составляющих их рядовую массовую продукцию. Поэтому при переводе зарубежных обозначений в российские формально легко ошибочно присвоить зарубежным подшипникам нулевой класс точности. В действи-тельности рядовая массовая продукция компаний «SKF» (Швеция), «FAG» (Германия), «INA» (Германия), «Koyo» (Япония), «NSK» (Япония), «Timken» (США) и некоторых других по точности посадочных размеров и точности вращения превышает российский 6-ой класс и близка к российскому 5-му классу (а в отдельных случаях превышает 5-й класс). В случае выпуска продукции повышенной (по сравнению со стандартной) точности класс точности инофирмами обязательно обозначается. Например, компания «SKF» выпускает шпиндельные радиально-упорные шарикоподшипники класса точности P4A.
По общему правилу, все нули, стоящие в ДУОЛ левее последней знача-щей цифры, отбрасываются и не обозначаются. Редкие исключения из этого правила будут оговорены особо.
Суммируя все сказанное о классах точности подшипников, их можно расположить в следующий ряд в порядке ужесточения требований и повы-шения точности слева направо:
ГОСТ 520-89 8; 7; 0; 6Х; 6; 5; 4; 2; Т.
ГОСТ 520-2002 8; 7; 0; N; 6Х; 6; 5; 4; Т; 2.
Таким образом, например, подшипники 6-го класса уступают по точно-сти подшипникам 4-го класса. Это очевидное положение часто приходится доказывать сотрудникам таможни. Связано это с тем, что подшипники 4-го и более высоких классов точности, изготовленные по ГОСТ 520-89 или ГОСТ 520-2002, отнесены к изделиям «двойного назначения» и их экспорт требует лицензии. Подшипники 6-го класса, также изготовленные по указанным ГОСТам, к изделиям «двойного назначения» не отнесены и могут экспорти-роваться в общем порядке.
Подшипники нормального класса точности, изготовленные по специаль-ному заказу потребителей для установки в узлы, имеющие износ посадочных поверхностей вала или корпуса, могут иметь уменьшенный внутренний диа-метр или увеличенный наружный диаметр – с целью компенсации износа. В ДУОЛ таких подшипников, левее знака тире, ставятся буквы «М» (уменьше-ние внутреннего диаметра подшипника) или буква «Б» (увеличение наружно-го диаметра подшипника). Примеры: М-205, 70Б-205.
Следует иметь в виду, что у подшипников, изготовленных до 1971 г., ис-пользовалась не цифровая система указания классов точности, а буквенная. Редко, но с такими подшипниками приходится сталкиваться и в настоящее время, например – при ремонте старого оборудования. Кроме того, эта бук-венная система указания классов точности действует и в настоящее время, но только для некоторых типов подшипников, изготавливаемых по ЕТУ 100. Соотношение между старой буквенной и современной цифровой системами обозначения классов точности подшипников представлены в табл. 4. Старая классификация заимствована нами из книги: Р.Д. Бейзельман, Б.В. Ципкин (1959).

Меню
Каталог цепей и комплектующих235
+7
912
456-25-55
+7
912
456-25-55
WhatsApp
426000РоссияУдмуртияИжевскул. Новоажимова, 13
Подшипники качения от производителя в Ижевске
Бронислав Шарафутдинов
Карта
social-icon